Первый международный промышленный форум «Инженеры будущего – 2011» принял рекомендации по вопросам подготовки инженерно-технических кадров в вузах РФ, подготовки инженерно-технических кадров высшей квалификации и развитию инженерного дела в целом:
"Страна стоит на пороге реиндустриализации: полтора десятилетия отсутствия промышленной политики, имитационный характер инновационных процессов делают отечественную обрабатывающую промышленность неконкурентоспособной.
При воссоздании отечественной промышленной системы необходимо обеспечить не только ориентацию на наилучшие достижения, но и гарантировать преемственность отечественной традиции промышленной организации и инженерного дела: попытки некритически копировать зарубежный опыт провалились в США и Франции, Корее и Дании.
Это невозможно без должного внимания к проблемам кадровой политики, без создания взаимодействующих и способных к взаимопониманию корпуса управленцев и инженерного корпуса.
Нормальное решение проблем подготовки и эффективного использования потенциала инженерно-технических кадров в стране невозможно без активного вмешательства государства в повышение статуса учителя и инженера, в первую очередь, за счет резкого повышения заработной платы этой категории работников в стране. Однако, одного этого будет существенно недостаточно: многие иные проблемы имеют системный характер, и также требуют неотложного решения.
Мы уверены в том, что целесообразно:
1) Ввести (по крайней мере, частичное) государственное распределение выпускников вузов, обучавшихся в рамках государственного задания, с определенным сроком работы на том предприятии, куда его направляет государство.
2) Ограничить возможность подачи документов абитуриентами в разные вузы и колледжи, и разные направления подготовки при поступлении.
3) Воссоздать систему профориентации детей и молодежи и способствовать развитию различных форм инженерно-технической активности (кружки технического творчества, центры НТТМ и т.д.)
4) Расширить возможность перевода студентов с контрактной формы обучения на бюджетную на всех отличников и тех из хорошистов, кто активно участвует в учебно-исследовательской работе.
5) Сохранить отсрочку от службы в армии на период учебы в вузе только для студентов, которые обучаются за счет бюджета в рамках государственного задания, студентов-целевиков и студентов, обучающихся на платной основе на первые два года обучения.
6) Решить проблему договорных отношений, кредитования и налогообложения для целевого обучения.
7) Восстановить отсрочку от службы в армии для выпускников инженерно-технического профиля, работающих по направлению государства после окончания вуза и работающих на предприятиях ОПК (по решению руководства предприятий). Обеспечить предоставление им жилья на условиях некоммерческого найма или путем предоставления льготных (или беспроцентных) кредитов при покупке квартиры и строительстве дома.
8) Увеличить стипендию студентам и аспирантов, обучающихся на инженерно-технических специальностях. Содействовать дифференциации стипендиальной поддержки в зависимости от академической успеваемости и, в особенности, успехов в учебно-исследовательских практико-ориентированных проектах.
9) Усовершенствовать системы повышения квалификации преподавателей вузов, колледжей, школ, в особенности в части восстановления связей образование-наука-
10) Создавать в регионах учебно-научно-производственные кластеры путем кооперации организаций образования и науки, производства и бизнеса: создание совместных учебных и научных лабораторий, учебных классов базовых кафедр на предприятиях, организация прохождения практики студентов на предприятиях и т.д. Поддержать создание Центров коллективного пользования в вузах и производственных организациях. Содействовать воссозданию системы хоздоговорных связей между предприятиями, НИИ, КБ и вузами.
11) Привлекать руководство, главных и ведущих специалистов технологически продвинутых корпораций и НИИ к участию в учебном процессе в вузах, к заведованию кафедрами, руководству дипломными и курсовыми проектами и т.д. Рекомендовать предприятиям систематически на основе актуальных проблем, задач, вопросов совместно с ВУЗами определять дипломных и курсовых проектов
12) Расширить и радикально усовершенствовать систему прохождения учебно-исследовательских и учебно-производственных практик студентами.
13) Усовершенствовать условия создания малых инновационных предприятий при вузах, с особым акцентом на взаимодействие ВУЗ-отраслевые НИИ и КБ (при условии их содержательной сохранности)-МИПы-предприятия. Проработать вопрос о создании в регионах при крупнейших (технических) вузах опытного производства для реализации разработанных в вузе (или совместно с вузом) образцов инновационной продукции с соответствующим финансированием из федерального и регионального бюджетов.
14) Резко ужесточить критерии аттестации ВУЗов и их филиалов с участием ведущих общественных объединений работодателей и работников, таких как Союз машиностроителей, и образовательной общественности, представленной, например, Союзом ректоров РФ.
15) Восстановить акцент на глубоком изучении математики, физики, химии и других естественнонаучных предметов, создавать инженерные лицейские классы, кружки юного техника и т.д. Восстановить льготы для победителей и призеров региональных олимпиад при их поступлении в вузы и колледжи, расположенные на территории данного региона.
16) Создать систему непрерывного естественнонаучного и инженерного образования на основе объединения усилий предприятий, НИИ и КБ, вузов, колледжей и школ: участие сотрудников предприятий, НИИ и КБ, преподавателей вузов и колледжей в учебном процессе в школах, организация дополнительного образования в школах и т.д.[i] .
17) Перенести акцент в развитии информационных образовательных технологий с контроля результатов обучения на мониторинг процессов обучения.
18) Кардинально усовершенствовать систему аттестации кадров высшей квалификации
19) Пересмотреть механизмы госзаказа, предусмотренные действующим законодательством".
[i] Пример: Школа будущего инженера Чувашского государственного университета в Чувашской Республике, Центры довузовской подготовки учащихся сельских школ в сельских районах ЧР, в которых работают профессора и преподаватели университета. Через эти Центры за 17 лет их существования прошли углубленное дополнительное физико-математическое обучение 35 тысяч учащихся сельских школ Чувашской Республики